ШКОЛА

 

Анализ работы средней школы при Посольстве РФ в Мексике
за 2004 - 2005 учебный год.

В прошедшем учебном году коллектив школы работал над методической темой: "Развитие творческой активности учащихся на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода". Проблема функционирования и развития школы при Посольстве РФ в Мексике состоит в том, что прибывающие из России учащиеся, попадают в школу, имея различный уровень подготовки: они обучались в различных учебных заведениях по разным образовательным программам. Здесь, в Мексике их встречает новая страна со своими обычаями, историей и культурой. Перед школой стоит задача в максимально короткий срок обеспечить продуктивное включение новичков в образовательный процесс. К началу 2005-2006 учебного года педагогическим коллективом накоплен определенный опыт организации учебно-воспитательной деятельности, учитывающий ее специфику. Нами частично решена задача по созданию условий для развития творческого потенциала ребенка и учителя за счет внедрения в учебный процесс новых технологий, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, использования современных форм обучения, создания положительной учебной мотивации у большинства учащихся, рационального использования вариативной части учебного плана. 

 По итогам учебного года все 105 учащихся школы достигли базового уровня обученности из них 12 через индивидуальную форму образования – экстернат, 33 ученика закончили учебный год на «отлично», что составляет 34,5% от учащихся школы, показатель качества знаний – 79% (в прошлом году соответственно 34% и 78,7%).

Анализ работы школы в 2004-2005 учебном году, проведенный администрацией школы, позволил выявить круг задач, которые наиболее успешно решались в данное время.

Первое – это совершенствование учебно-воспитательного процесса. В результате завершения в текущем учебном году программы технического переоснащения учебных кабинетов, открытия нового кабинета для 5 класса и медиа-кабинета, эффективного использования и пополнения школьной видеотеки, расширения библиотечного фонда была существенным образом повышена результативность процесса обучения. В течение учебного года учителями-предметниками были организованы 8 предметных недель по всем без исключения дисциплинам, изучаемым в школе в рамках учебного плана (по предметам некоторых учебных областей проводилась одна предметная неделя). Как всегда основная цель этих мероприятий – развитие познавательных интересов к предмету, раскрытие творческого потенциала учащихся.

Под особым контролем со стороны администрации школы в течение учебного года находился вопрос подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов. По результатам аттестации выпускники школы продемонстрировали соответствие знаний требованиям государственных программ, глубину и прочность полученных знаний, их практическое применение. Три аттестата особого образца получили учащиеся 9 класса. Три «золотые» медали в копилке учащихся 11 класса. Регулярно проводились совместные заседания методических комиссий и педагогические советы. Было продолжено развитие сети факультативных и кружковых занятий. По состоянию на конец учебного года различными формами дополнительного образования и внеклассной работы было охвачено почти 100% учащихся.

Следующая приоритетная задача – охрана здоровья и физическое развитие учащихся. Школа располагает квалифицированным учителем физической культуры (мастер спорта СССР Макаров С.И.) и медицинской сестрой (врач-терапевт высшей категории Хоменко Л.И.). На территории школы имеется оборудованная всем необходимым спортивная площадка. В зависимости от степени загрязненности атмосферы и погодных условий учебные занятия по физической культуре проводятся не на свежем воздухе, а в тренажерном зале. В текущем учебном году был приобретен новый спортивный инвентарь (футбольные и волейбольные мячи, ракетки для настольного тенниса и теннисный стол). Помимо уроков физической культуры в школе работают семь спортивных секций, один раз в четверть проводится выездной День здоровья на базе спортивного клуба «Espańa». Ежегодным смотром физического совершенствования учащихся стала школьная спартакиада, которая проводится по 10 видам спорта. Кроме того, команда школы, составленная в основном из старшеклассников и учителей, третий год подряд становится победительницей спартакиады росзагранучреждений в Мексике.

В школе сложилась определенная система работы с учащимися, мотивированными на обучение. Практикуется индивидуальная работа, кружковая работа. Особое внимание руководителей МО и администрации, как и в прошлом году, уделялось совершенствованию форм и методов организации уроков. Практически все учителя давали открытые уроки: или во время месячников открытых уроков, или в рамках методической недели, предметных недель, или по темам самообразования. Кроме открытых уроков администрацией посещались уроки учителей в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля. Основные цели посещений и контроля уроков:

1.      Преемственность в обучении

2.      Качество преподавания

3.      Формы и методы, применяемые на уроках

4.      Организация итогового повторения в 9-х, 11-х классах

5.      Классно-обобщающий контроль.

6.      Использование здоровьесберегающих технологий

По результатам наблюдений за деятельностью учителей и учащихся на уроках можно сделать вывод, что учителя используют различные формы и методы обучения с учетом их профессиональных возможностей и уровня профессионального мастерства.

 Большинство учителей грамотно отбирает содержание учебного материала и методически отрабатывает его на уроках, исходя из индивидуальных особенностей класса. Особо следует отметить роль учителей-предметников в формировании информационного пространства школы. Опыт показывает, что образовательные ресурсы, созданные учителями для "внутреннего пользования" зачастую бывает более востребованы, чем полученные со стороны.

Интересен опыт использования компьютерных технологий Догадиной И.В. на уроках МХК: "Помимо общеобразовательных целей, учитель ставит цель воспитательную (организовать общение школьников на современном уровне) и развивающую (актуализировать знания учащихся по информатике, истории, МХК; показать возможности интеграционных процессов в образовании)". Учитывая возрастные особенности учащихся, акцент делается на мотивацию учебной деятельности. В течение I полугодия была организована поэтапная подготовка презентаций: выбор темы и подбор материала, конструирование слайдов, демонстрация презентаций. С точки зрения учителя МХК, использование компьютерных технологий видится особенно продуктивным на вводных уроках, при организации индивидуальной самостоятельной работы, как систематизация знаний.

Учителя физики и математики (Саломахин С.Ю. и Захаренков А.Л.) активно используют компьютер на своих уроках. Они применят педагогические программные средства для обучения, тренинга, контроля, демонстрации различных физических и математических процессов. Электронные таблицы используют для выполнения расчетных работ. Моделируют на компьютере процессы и явления, проводят вычислительные эксперименты.

Важной задачей является информатизация управления школой. Для этого мы стремимся найти унифицированные методы сбора, хранения и анализа контрольной информации, позволяющей адекватно оценивать состояние всех подсистем школы. Сбор и систематизацию информации выполняют учителя, медицинский работник, заместители директора, иногда родители общими усилиями. Компьютер при этом активно используется для наглядного представления качественных характеристик учебно-воспитательного процесса. Затем на основе анализа этой информации осуществляется коррекция, для контроля результата цикл повторяется.

Координатором методической работы школы является  методический совет. На его заседаниях велось обсуждение новых программ, разработана система мониторинга качества знаний по предметам. Активное участие в работе МС принимали руководители МО, которые выступали по текущей тематике:

    - "Формы и методы познавательной активности учащихся на уроках математики" - учитель Захаренков А.Л.,

  - "Структура урока с учётом уровней познавательной активности. Роль познавательных задач при обучении химии" - учитель Клемезь Т.А.,

  - "Пути повышения эффективности современного урока как одного из факторов повышения качества знаний учащихся" - учитель Макарова М.А.
        Творческая группа учителей работала над темой "Внедрение интернет-технологий в образовательный процесс ОУ" (руководители Чеков М.О., Захаренкова И.В., Саломахин С.Ю., Михайлова Л.А.). В течение учебного года этой группой была разработана структура и содержание школьного сайта, в работу по наполнению содержанием сайта включены все предметные методические объединения и школьная библиотека.

В условиях заграншколы, для которой характерна невысокая наполняемость классов, отношения между учениками и учителем носит более доверительный, неформальный, «домашний» характер. Этому во многом способствует индивидуализация обучения. Возможность организации дополнительных учебных занятий в нашей школе во второй половине дня позволяет осуществить индивидуализацию процесса обучения практически по каждому предмету. С этой целью в школе составлено расписание консультаций, которые проходят три дня в неделю.

Демократичный стиль общения, который присущ учителям школы (Саломахин С.Ю., Макарова М.А., Михайлова М.А. Захаренков А.Л.), их стремление гуманизировать учебно-воспитательный процесс превращают педагога в классической трактовке этого термина в наставника-тьютора, который в максимальной степени старается учитывать в своей работе индивидуальные особенности и склонности каждого воспитанника.

Традиционной формой работы в нашей школе остаются предметные методические объединения. Возглавляли работу МО в прошедшем учебном году опытные учителя: Макарова М.А, Захаренков А.Л., Михайлова Л.А., Саломахина Л.Н.

На заседаниях МО обсуждались многие вопросы, которые связаны с деятельностью этих объединений учителей. Для многих МО стало традицией на своих заседаниях рассматривать новинки литературы, знакомиться с материалами предметных журналов, изучать новые технологии. С прошлого учебного года предметные МО начали работу по мониторингу результативности обучения и качества знаний учащихся. В планах ПМО было отмечено усиление практической направленности. Работа ПМО строилась на основе анализа результатов образовательного процесса прошлого учебного года. Оправданным являлось взаимодействие методических объединений различных циклов. Например, на совместных заседаниях учителей русского языка, литературы и начальных классов рассматривали проблему повышения грамотности у учащихся, разрабатывают систему работы по развитию орфографической зоркости и предупреждению ошибок у школьников; учителя математики, физики, информатики и начальных классов обсуждали вопросы развития вычислительных навыков и др. Обсуждались планы подготовки и проведения педагогических советов, итоги проведения предметных недель, рекомендации о внедрении и использовании педагогической продукции (тесты, методические разработки).

Важное место в методической работе отводилось подготовке и проведению педагогических советов. На педсоветах обсуждались многие вопросы, связанные с диагностико-технологическим управлением педагогического процесса, использовались материалы анкетирования среди учащихся и учителей школы. Анализы осуществлялись по параметрам:

·        полнота и глубина знаний,

·        систематичность,

·        системность,

·        осознанность и прочность знаний,

·        развитие понятийного аппарата,

·        оперативность и гибкость.

В основу внутришкольного контроля в 2004-2005 учебном году были заложены принципы демократизации управления, направленного на человека, с учётом его возможностей и способностей.    Осуществлялось делегирование управленческих и контрольных функций руководителям МО. Осуществлявшийся учёт и контроль включал различные направления работы: проверка ЗУН, их диагностика, четвертные и итоговые административные контрольные работы, проверка рабочих тетрадей и тетрадей для контрольных работ, качество проверки тетрадей, прохождение программного материала и т.д. Основной целью внутришкольного контроля являлось оказание методической помощи педагогам.

 Проводился анализ организации и системы учебно-воспитательного процесса в 9 и 11 классах. С этой целью была проведена следующая работа: посещение уроков, анализ успеваемости и посещаемости занятий, индивидуальные беседы с классными руководителями, учителями, отдельными учащимися и их родителями, заседания административных советов, выработаны рекомендации по работе над качеством ЗУН учащихся.

Анализ результатов внутришкольного контроля показывает, что систематический, тщательно продуманный контроль позволил вовремя обнаружить, закрепить успехи, достигнутые учителями и учащимися, своевременно предупредить недочёты, помочь их ликвидировать. Внутришкольный контроль дисциплинирует учителей, учащихся, являясь в то же время источником информации.  В процессе внутришкольного контроля сочеталась проверка исполнения с оказанием практической помощи учителю, классному руководителю. Контроль был стимулом к повышению качества и эффективности работы. Методы и приёмы контроля оказали свою действенную роль.

Медицинское обследование показало, что в целом состояние здоровья школьников – удовлетворительное. Отмечается положительная тенденция в снижении острых респираторных заболеваний, желудочно-кишечных инфекций.

Заболевания

2003-2004 учебный год

2004-2005 учебный год

Острые респираторные заболевания (фарингит, трахеит, ринит)

71 случай

70 случаев

Желудочно-кишечные инфекции

9 случаев

8 случаев

Травмы (раны, ссадины, ушибы)

6 случаев

6 случаев

Это достигнуто за счет проведения в школе лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий среди учащихся (лекции и беседы на темы здорового образа жизни, профилактика близорукости, кариеса, сколиоза, регулярный вывоз детей в экологически чистые зоны отдыха – Акапулько, Сочимилко).

В условиях гуманизации образовательной системы актуальным становится вопрос сохранения и укрепления психического здоровья ребенка. Основным условием нормального психологического развития является спокойная доброжелательная обстановка, обеспечивающая рост личностного и образовательного уровня. Поэтому главная цель воспитательной работы - это обеспечение оптимального социального развития коллективной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ее участников, формирование у них положительного отношения к этой деятельности, к коллективу, его членам и себе.

Традиционно плодотворной является совместная работа педагогического коллектива, попечительского совета и родительского комитета по совершенствованию воспитательной работы с учащимися, ознакомлению с культурно-историческими и природными особенностями страны пребывания. Родительский комитет школы вносит немало предложений по совершенствованию работы школы. Пожелания родителей внимательно рассматриваются на заседаниях попечительского и педагогического советов школы.

 В текущем учебном году при активном содействии общественных организаций посольства, росзагранучреждений и органов школьного самоуправления успешно была реализована разработанная учителем истории Чековой Т.И. программа образовательных экскурсий на 2004/05 учебный год. Основными системообразующими видами деятельности в нашей школе определены: базовое образование, дополнительное образование, воспитательная работа. Поэтому практика построения воспитательной системы основана на модульном подходе, который позволяет оказывать постоянное воспитательное воздействие на школьников через систему взаимосвязанных модулей. Любая воспитательная система – система открытая: в ее становлении, функционировании, развитии большую роль играет среда, и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы (в той мере, в какой она освоена). Важным условием развития воспитательной системы и формирования ее гармоничной внутренней среды является установление субъект-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками. Процесс установления субъект-субъектных отношений идет не только во время уроков, он активно продолжается и во внеурочное время. Вот почему все внешкольные мероприятия проходят у нас не «для детей», а «вместе с детьми». Это касается буквально всех направлений внешкольной работы: проведения образовательных экскурсий, спортивных соревнований, концертов школьной самодеятельности, театральных представлений и многого другого. Важной составной частью воспитательной системы в нашей школе является формирование у учащихся ключевых компетенций. Одним из наиболее убедительных свидетельств сформированности общеучебной компетенции является готовность учащихся к осознанному рефлексивному обсуждению процесса учения. В ходе уроков, но чаще в более неформальной обстановке факультативного занятия, школьники высказывают пожелания относительно корректировки учебной программы. Большое внимание на протяжении ряда лет уделяется формированию социокультурной компетенции школьников. С этой целью на страницах школьной газеты регулярно рассказывалось о русских народных праздниках, их истории и современных интерпретациях. На факультативных занятиях проводились тематические вечера, посвященные календарным языческим праздникам, особенностям встречи славянского, христианского и гражданского нового года, приходу весны. Русские народные обряды разыгрывались в ходе общешкольных праздников, а хореографический кружок готовил постановку русских народных танцев и песен. В настоящее время в Мексике не функционирует российский культурный центр. В связи с этим, на школу при Посольстве России возложена ответственность за участие в официальных и неофициальных культурных контактах, которые в значительной мере способствуют пробуждению интереса к изучению русского языка и культуры в стране пребывания. Так, 3 марта 2005 года учащимися школы был дан концерт в Военно-морском колледже для руководителей Министерства обороны Мексики и курсантов колледжа (более 900 человек). Программа, включавшая в себя шестнадцать концертных номеров, дала широкое представление о культуре России, ее традициях и костюмах (танцы «Елецкие кружева», «Ложкари», «Яблочко», «Русский сувенир», «Русский перепляс» «Бублики», фольклорная композиция «Масленица», романс «Гори, гори, моя звезда»). Всего в концерте приняли участие 43 ученика школы. Зрителям было очень приятно увидеть в программе концерта танцевальные композиции народов Мексики, услышать популярные мексиканские песни. Мероприятие получило высокую оценку руководителей Министерства обороны Мексики, которые лично поблагодарили участников и организаторов концерта, вручив памятные подарки. Традиционными стали приглашения мексиканцев на новогоднюю премьеру спектакля школьной театральной студии. Спектакль «Забыть Герострата!» посмотрело более 40 гостей: представители ассоциации выпускников советских вузов, преподаватели Национального политехнического института, работники профсоюза мексиканских электриков. Специально к празднику “Русская Масленица”, организованному для жён военных атташе, аккредитованных в Мексике, была организована выставка детских рисунков “Русская зима”. Учащимся удалось в своих работах создать образ русской зимы и передать колорит зимних праздников и забав. В феврале-марте 2005 г. состоялись официальные встречи администрации школы с ректором мексиканского Национального педагогического университета, г-жой Марселой Сантильян Ньето с целью разработки договора о сотрудничестве между учебными заведениями. В прошлом учебном году впервые в истории школы были установлены спортивные контакты с мексиканцами. В этом году они получили свое дальнейшее развитие: состоялись три товарищеские встречи по футболу с командами национального профсоюза мексиканских электриков. Каждая встреча включала в себя и культурную программу, в ходе которой была предоставлена возможность для неофициального общения.  Анализируя воспитательную деятельность школы, необходимо отметить, что велась она на достаточно хорошем уровне.    Среди задач на следующий год в организации воспитательного процесса хочется выделить следующее: продолжить работу по созданию творческих групп классных руководителей, созданию банка материалов по открытым внеклассным мероприятиям, обмен опытом работы, дальнейшее развитие ученического самоуправления. Многое удалось сделать в текущем учебном году в плане создания материально-технических условий, необходимых для оптимального функционирования школы. Были открыты два новых кабинета, завершена замена компьютеров в кабинете информатики, приобретен домашний кинотеатр, полностью заменена мебель в классах. На 13 мая 2005 года в школе обучались 12 экстернов (11% от всех учащихся), проживающих как в Мексике, так и в других странах: Бразилии и Колумбии. Занятия с экстернами велись по двум направлениям: часть учащихся, проживающих в Мехико, имели возможность получения еженедельных консультаций по всем предметам по средам и четвергам. Остальные ученики школы, которые проживают в отдаленных городах или других странах, ежемесячно получали задания по основным предметам обучения через электронную почту школы. Все учащиеся-экстерны имеют специальные зачетные книжки, в которых фиксируется их текущая успеваемость. Руководство школы уделяет большое внимание созданию благоприятной социально-психологической атмосферы в коллективе. С этой целью регулярно проводятся совместные поездки учителей на отдых, традиционно весь коллектив школы отмечает дни рождения своих коллег. К подготовке праздничных вечеров, концертов и спектаклей привлекаются члены семей учителей и родители учащихся. Отношения администрации школы и учителей строятся на основе взаимного уважения и доверия. Единство школьного коллектива, атмосфера общей заинтересованности в результатах труда создают условия для реализации профессиональных интересов учителя. Среди проблем, которые встали перед администрацией школы в этом году следует отметить проблемы адаптации учителей, впервые начавших работу в условиях заграншколы. Считаем необходимым и в новом учебном году уделить внимание следующим проблемам:

·        изучению и внедрению в повседневную практику достижений педагогической науки;

·        развитию инициативы и творчества членов педагогического коллектива и активизации их деятельности в работе по совершенствованию учебной работы школы;

·        использованию в учебном процессе особенностей страны пребывания.

В заключение считаем возможным подчеркнуть, что на протяжении учебного года мы не ощущали оторванности от российского образования и имеем возможность корректировать свою деятельность в соответствии с современными требованиями, благодаря обстановке доверия и взаимопонимания, сложившейся с отделом заграншкол, которая создает условия нормальной работы всего педагогического коллектива.

Хостинг от uCoz